Европейская система уровней владения иностранным языком – особенности в преподавании, изучении и оценке
Европейская система уровней, которая сегодня внедрена повсеместно во всех крупных издательствах ( Макмиллан, Оксфорд, Кембридж , и др.), была сформулирована и заложена еще в 1971 году . На тот момент, деятельность экспертов Совета Европы по систематизации единого подхода к преподаванию только начинала свое существование. Было проведено обширное исследование в странах, а методология оценки опробована на практике. Участниками проекта была проделана огромная работа. Ее суть заключалась в выработке единой системы, которая была бы применима в любой стране мира благодаря своим общим стандартам.
Каковы возможности и преимущества Европейской системы?
- Стандартизация любых программ обучения, включая постановку задач и целей.
- Возможность в начале учебного процесса увидеть объективно достижимые в результате обучения языковые навыки и умения.
- Повсеместное внедрение Европейской системы дает возможность организовывать многоуровневый процесс обучения и поэтапно оценивать достигаемые студентами результаты.
- Стандартизация сертификации, такой как KET, PET, IELTS, ILEC и др. согласно уровням.
Вышеописанная система, безусловно , оптимизирует учебный процесс. Учащийся , выбравший курс обучения, при получении на руки комплекта учебных материалов, соответствующего европейской системе, может отследить свой прогресс в ходе занятий, объективно оценить свои языковые навыки, умения и компетенции на каждом этапе прохождении курса, а также узнать, на какой международный экзамен он сможет претендовать, пройдя определенный языковой уровень обучения.
Неоспоримым преимуществом системы является упорядоченный подход к разработке многоуровневых программ обучения, поскольку в нем заложены совершенно определенные цели для каждого уровня.
Каждый уровень включает следующие категории:
- диапазон;
- точность;
- беглость;
- взаимодействие;
- связность.
Введение данной системы уровней владения языком, безусловно, не исключает возможности языковых школ и образовательных учреждений по разработке собственной классификации уровней обучения. Однако применение стандартной системы оптимизирует общий учебный процесс, постановку конкретных задач и достижение целей, а также обеспечивает объективную и поэтапную оценку языковых знаний, умений и навыков, получаемых учащимися. И, что немаловажно, данная система дает возможность прохождения международных сертифицированных языковых экзаменов разных категорий.
Описание Европейской системы классификации уровней владения языком
После проведения практических исследований в ряде стран, разработчики классификации выделили основные уровни для организации учебного процесса и оценки степени владения языком. Итак, существует 6 ключевых уровней , состоящих из нескольких подуровней в традиционной трехуровневой системе (А, В, С) , соответствующей базовому, среднему и продвинутому уровням.
В обобщенном виде оценочная шкала уровней языковых навыков и умений по Европейской системе во всех видах речевой деятельности выглядит так:
При интерпретации данной шкалы всегда необходимо учитывать, что для достижения очередного уровня требуется разное время. Многолетний опыт использования шкалы в учебном процессе показывает, например, что для продвижения от уровня В1 (порогового) к В2 (пороговому продвинутому) необходимо в 2 раза больше времени, чем для продвижения от уровня А1 (выживаемости) до В1 (порогового). Причина этого в том, что чем выше достигаемый уровень, тем глубже и обширнее задействованы различные виды речевой деятельности, и, следовательно, требуется больше времени на его изучение.